Маркетплейсы Арбитраж vs Бренд
Недавно прошла масштабная конференция MPSellers, основным посылом которой стало фундаментальное противопоставление двух подходов в работе — товарный арбитраж против бренда.
Давайте разберемся, что это такое на самом деле, есть ли у селлеров выбор и почему на мой взгляд повестка высосана из пальца. Для начала проясним, о чем вообще речь.
Товарный арбитраж.
Суть подхода — поиск новых (для селлера) направлений. Механика простая — изучаем спрос/предложение, находим дисбаланс (где спроса сильно больше, чем товарных предложений. Найдя товар для такой ниши быстро (пока остальные не чухнули чего происходит) заводим товар, упаковываем карточки, врубаем рекламу быстро все распродаем (и наблюдаем как в эту нишу идут и идут такие же ушлые ребята) и повторяем с новым товаром.
Плюсы — схема довольна простая и понятная. Но действовать нужно решительно и быстро. Так же решительно и быстро в случае успеха будут получены деньги. Причем наценку можно ставить довольно внушительную — конкуренции же мало.
Но отсюда вытекает и ряд минусов: время на тесты особо не будет — это бизнес быстрых. Партия товара (закупка) должна быть ощутимой (необходимо поверить в продукт и сразу зарядить приличную пачку денег).
Товар может не полететь... в таком случае он либо будет с вами долго, либо выход с минусом.
Каждый раз надо будет придумывать новое
чем то похоже на попытку на регулярной основе выигрывать в лотерею. Обычно такими кейсами хвалятся различные инфоцыгане. Быстро купил, быстро закинул, быстро продал. Быстрый бизнес, быстрые деньги. Все сладко. Но тут кроется ошибка выжившего. О тоннах предпренимателей, у которых не полетело вы скорее всего не узнаете. А их реально большинство. Но зачем о грустном?! Ведь в товаре нет необходимости разбираться и можно быстро срубить бабло. Улучшать продукт, повторные продажи — все это мимо. Эдакий маркетплейсный гастролер. Да, это работает. Нет, не у всех.
Бренд.
Тут подразумевается, что вы сидите в определенной нише. Знаете своих конкурентов, свой продукт. Его сильные и слабые стороны. Да вы это знаете и так, просто теперь это в рамках маркетплейса. Ниша большая. В ней все всерьез и надолго. Битва идет путем улучшения продукта. Так строиться ценность. Бренд. И чем сильнее бренд, чем больше у него приверженцев, тем больше и стабильнее продажи и ваш доход. Нормальный эволюционный подход.
Минусы очевидны. Долго. Дорого. Не густо денег с каждой продажи. Вылет в аутсток топ-товара — трагедия. В конечном итоге это работа на объеме и отлаженных процессах. Необходимо следить за остатками, тонко заниматься ценообразованием, регулярностью поставок. А это уже сложно. Про такое инфоцыгане даже рассказать не смогут.
В обоих случаях необходимо делать базовые вещи: тратить время и средства на контент (карточки), запускать рекламу, работать с отзывами.
Так что же выбрать?
На самом деле, никакого выбора нет. Если вы специализируетесь на каком-то конкретном продукте, не важно что это, свитер из кашемира или ювелирное украшение — у вас уже есть процессы и знание продукта, поставщики, команда, склад... вас врятли заинтересует возможность разово заработать, продав к майским праздникам партию мангалов. Вы будете развивать свой бренд (магазин), прокачивая карточки, улучшая позиции и условия работы.
Человек же пришедший с желанием заработать здесь и сейчас... ему даже близко в голову не придет история построения долгосрочного проекта. Будет скакать с товарной группы на товарную до тех пор, пока капитально не ошибется. Может быть этот момент никогда и не наступит. А может и с первой партии.
Лично я за продукт. Арбитражники как лишнее звено в товарной цепочке с каждым разом будут выдавливаться между игроками, действительно создающими добавочную стоимость (ценность) продукту.
Так что их и не жалко.